Никах по законам Ислама
В одном из майских номеров нашей газеты мы опубликовали статью об обрядах никаха. За два месяца, прошедших с тех пор, появились некоторые изменения, и мы решили снова обратиться к этой теме. Что это за изменения? В Ижевской Соборной мечети было принято решение назначить одного из грамотных мусульман ответственным по вопросам никаха. Как пояснили в РДУМУ, сделано это было для того, чтобы «навести порядок в сфере соблюдения правил и всех требований религии при заключении мусульманского брака». Таким ответственным лицом стал Сабирзянов Ильяс – выпускник Мединского Исламского университета. Мы решили побеседовать с ним и подробнее узнать о новой деятельности.
– Почему возникла необходимость в этой новой должности?
– Никах, как известно, соблюдался мусульманами нашей страны всегда, даже в самые сложные коммунистические времена. Тогда многие не знали более важных правил Ислама, но никах старались читать. Вот и сейчас, хоть многие мусульмане очень слабо знакомы со своей религией, но о никахе всё же знают и стараются соблюсти этот обряд перед вступлением в семейную жизнь. Это, конечно же, очень радует, и хотелось бы, чтобы так же, как никах, мусульмане стремились соблюдать и другие обряды Ислама, прежде всего – Единобожие, намаз и уразу.
С другой стороны, Муфтият, имамы мечетей – это люди, авторитету и знаниям которых доверяют все простые мусульмане. Имамам верят люди, считают, что если пришел имам, то он все сделает так, как полагается по религии. Если нам так доверяют, то мы обязаны совершать все обряды правильно, не допуская искажения религии. Это относится и к вопросам никаха. К сожалению, очень часто можно видеть такую картину – никах читается людям, которые не то что об Исламе плохо знают, но и мусульманами-то себя не считают. Но так же нельзя! Никах – это мусульманский обряд, и предназначен он только для мусульман. Так что отныне в Ижевской Соборной мечети было решено – если молодожены хотят, чтобы им прочитали никах, то они на самом деле должны быть мусульманами. Для того чтобы все было именно так, и возникла необходимость в новой должности.
– Как практически реализуются эти планы?
– Когда в мечеть приходят люди записываться на никах, они должны пройти собеседование со мной. Причем такой порядок касается всех – и татар, т.е. этнических мусульман, и представителей других национальностей. Каждому мы объясняем смысл обряда никаха и его правила. Если передо мной оказываются люди, считающие себя мусульманами, но сами ничего не знающие о своей религии, то мы проводим несколько занятий, на которых рассказываем об Исламе и самых основных вещах, которые должен знать каждый мусульманин – это смысл свидетельства «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха», пять столпов Ислама, главные элементы нашей веры.
Если же мужчина не является этническим мусульманином, то здесь мы четко объясняем, что по нашей религии женщине запрещено выходить замуж за представителя другой веры. Но обычно, когда люди идут в мечеть читать никах, они хотят быть мусульманами. И тогда, какой бы национальности человек ни был, мы обучаем его смыслу шахады и основам Ислама, после чего он произносит свидетельство веры и становится достойным вступить в мусульманский брак.
Кроме того, на собеседовании я проверяю, разрешено ли молодоженам вступать в брак. Как известно, в Исламе есть запреты на вступление в никах не только по причине различия религий, но и по некоторым другим. Например, молодожены не могут быть близкими родственниками. Еще не допускается, чтобы женщина, вступающая в брак, уже состояла в другом браке (об этом можно узнать, проверив ее паспорт). И действительно, уже был случай, когда к нам в мечеть пришла пара (они были приезжими из Узбекистана) и просила прочитать им никах. Но выяснилось, что женщина еще не расторгла свой первый брак. Читать им никах в мечети отказались, но они все равно украдкой его где-то прочитали, как вдруг в Ижевск приехал ее первый муж, начались разбирательства, скандалы – в общем, была ужасная ситуация. Чтобы такое больше не повторлось, мы должны аккуратно следить за тем, чтобы у молодоженов не было никаких препятствий для вступления в брак.
В общем, собеседование нужно для того, чтобы полностью подготовить молодоженов к проведению никаха, чтобы этот обряд не оказался для них сухой формальностью, а был обдуманным и согласованным шагом. После такого собеседования они могут провести никах у себя дома, пригласить из мечети дедушку-имама, которому уже не придется проверять, соблюдены ли все условия никаха, нет ли препятствий, являются ли вообще эти молодожены мусульманами. Он уже со спокойной душой сможет совершить им этот обряд, тогда и они, и он будут знать, что все сделано правильно.
А после проведения обряда мы выдаем свидетельство о никахе, которое будет своего рода подтверждением того, что и мы, и молодожены очень постарались сделать всё для того, чтобы эта важная церемония была проведена правильно, в соответствии со всеми законами Ислама.
– Ты упомянул о людях, которым в мечети запретили читать никах, но они все равно умудрились его провести. Понятно, что они совершили большой грех, но откуда взялся человек, который согласился прочитать им никах?
– Здесь уместно было бы вспомнить фразу о том, что если есть спрос, будет и предложение. К большому сожалению, есть такие люди, которые за деньги либо за какие-то мирские блага готовы прочитать никах даже тогда, когда его запрещено проводить. Естественно, такие люди проводят никахи украдкой, неофициально, боясь огласки. Они, действительно, берут на свою душу тяжелый грех, ведь они не только не выполняют законы Аллаха, но еще и вводят в заблуждение простых людей. Так теряется доверие людей к Исламу, к имамам из мечети. Мы же хотим обратного – найти любой паре, пожелавшей совершить никах, такое решение, которое позволит им исполнить этот обряд, не обманывая свою веру и совесть, а в точном соблюдении законов Аллаха.
– Получается, что такими «муллами» движет именно материальный интерес?
– Видимо, так. Но читать никахи ходят не только дедушки, но даже были случаи, когда бабушка читала молодоженам никах! И никто не мог вмешаться в происходящее, ведь все думали, что раз эта бабушка читает никах, значит она и вправду образованная! Представляете, какой ущерб авторитету Ислама был нанесен?
– Почему же люди обращаются к услугам таких людей?
– К ним обращаются тогда, когда предполагают, что в мечети не согласятся читать никах определенным людям. Например, если один из супругов немусульманин, но никах прочитать все-таки хочется, пытаются найти «бабая», который не станет расспрашивать о соблюдении условий никаха. Я сам знаю человека, который за определенную сумму денег согласен прочитать никах кому угодно! Люди пытаются обойти законы Аллаха, хотя если бы пришли в мечеть и честно объяснили бы свою ситуацию, всегда нашелся бы дозволенный выход.
– А сколько стоит проведение никаха с приглашением имама из мечети?
– Имамы из мечети проводят никах абсолютно бесплатно. Им запрещено требовать с людей деньги. Если же на праздничных собраниях люди и подают деньги, то они идут не имамам, а на поддержание мечетей, ремонт. Так что и с этой стороны обратиться в мечеть оказывается лучше, чем искать «бабаев» на стороне.
– Как относятся молодожены к необходимости проходить собеседование и уроки по Исламу перед совершением никаха?
– Большинство относятся к этому нормально: надо, значит надо. Лишь один раз пара была недовольна, но и то было не из-за самих уроков, а из-за того, что у них никах был назначен на ближайшую субботу, и времени на уроки не оставалось. Тогда Фаиз-хазрат сам побеседовал с ними, убедился, что оба молодожена являются мусульманами, и дал «добро» на проведение никаха. Так что и они остались довольны…
Еще вспоминается одна пара: жених был мусульманином, а девушка – нет, но приняла решение принять Ислам. Сперва они относились к никаху как к простой формальности, церемонии, которую обычно проводят во избежание дурной людской молвы. Но, посетив занятия, познакомившись с Исламом, они поменяли свое мнение о никахе и теперь подходят к нему осознанно, обдумывая свое решение. Более того, они даже решили отложить никах на несколько недель. За это время они решили взять учебники по намазу и научиться молиться так, как положено по законам Ислама.