Исмагил-хазрат: Религиозные праздники должны не разделять, а объединять мусульман
Имам Ижевской Соборной мечети Исмагил-хазрат рассказал о некоторых особенностях предстоящего праздника.
– В этом году Курбан-байрам состоится 25 октября в четверг. Однако в Москве и некоторых других городах праздник пройдет на день позже – в пятницу 26 октября. Как нужно относиться к тому, что будут две разных даты праздника?
– Бисмил-Ляхир-Рахманир-Рахим. Прежде всего, нужно сказать, что разногласия в религиозных вопросах – вещь порицаемая. Особенно осуждаются разногласия, когда дело касается коллективных обрядов поклонения, таких как дат проведения праздников, сроков начала и окончания месяца Рамадан, порядка совершения совместных намазов и так далее. Решение по таким вопросам должны выносить предводители мусульман в каждой стране или местности. Наилучшая ситуация – это когда во всем мире праздничные и религиозные даты отмечаются в один и тот же день. Но если этого не происходит, и даты праздников оказываются разными, тогда в рамках одной страны, либо региона, либо города нужно сохранять единство мусульман и всем вместе отмечать Курбан-байрам или Уразу-байрам в один и тот же день, общий для всех. В нашем случае, и в Удмуртии, и в Татарстане, и в Башкортостане, а также в большинстве областей Поволжского региона Курбан-байрам пройдет в один день – 25 октября в четверг.
– Случались ли прецеденты подобных разногласий в сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?
– При его жизни не было таких случаев, ведь он сам был предводителем мусульман. Но во времена сподвижников нечто подобное происходило. Известно, что Масрук пришел к ‘Аише в день ‘Арафа (то есть за день до Курбан-байрама, когда рекомендуется соблюдать пост) и сказал: «В день Арафа нужно поститься, но я не стал соблюдать пост, потому что, на мой взгляд, сегодня может быть День жертвоприношения (Курбан-байрам)». Тогда Аиша отвергла его слова и рассказала ему хадис: «Праздник жертвоприношения бывает тогда, когда все люди приносят жертву, и Праздник разговения бывает тогда, когда все люди разговляются!»
Как видно из этой истории, Масрук отказался поститься в день ‘Арафа из опасения, что этот день может оказаться Праздником жертвоприношения, но Аиша разъяснила ему, что в данном случае его мнение не имеет значения и он обязан следовать за общиной.
Это согласуется со снисходительностью Ислама, целями которого являются объединение людей и отдаление их от личных мнений, приводящих к разобщённости и расколу. Шариат не принимает за основу мнение отдельного человека, даже если его точка зрения правильна, когда речь идёт о коллективных видах поклонения, таких как пост и общая молитва.
Все сподвижники совершали молитву под руководством друг друга. Разные мнения по вопросам намаза или омовения не мешали им совершать молитву вместе под руководством одного имама и считать эту молитву действительной. Это потому что они знали, что раскол внутри общины хуже, чем разные мнения по некоторым вопросам. Дошло до того, что они даже оставляли мнение, противоречащее мнению, которое избрал предводитель мусульман в данной части мусульманской общины. Так, приводится, что ‘Усман совершил во время хаджа в долине Мина намаз в четыре рак‘ата, и тогда ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал, осуждая его: “Я совершал вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) только два рак‘ата! Так же и с Абу Бакром, и с ‘Умаром мы совершали только два рак‘ата”. Но когда был объявлен призыв на следующий намаз, и ‘Усман был снова имамом, Ибн Мас‘уд совершил под его руководством четыре рак‘ата! Ему сказали: “Ты осуждал ‘Усмана, а теперь сам совершаешь четыре рак‘ата?!” Он ответил: “Разногласия – зло”.
Как видно из этого хадиса, Ибн Мас‘уд – великий сподвижник – оставил своё личное мнение, которое считал правильным, и показал пример, как нужно стремиться к единству общины, у которой есть предводитель. А его слова: «Разногласия – зло» подтверждают то, о чём было сказано в начале встречи: разногласия в религиозных вопросах – порицаемая вещь, нужно стараться исключить их и возвращаться к общей для всех мусульман базе – Корану и Сунне, практике сподвижников.
– Какие действия рекомендуется совершить во время праздника Курбан-байрам?
– Курбан-байрам – это один из двух праздников в Исламе. Ранним утром все мы собираемся в мечетях. Перед этим нужно тщательно помыться, надеть праздничную одежду, произносить такбир. Прочитав в мечети праздничный намаз и послушав проповедь имама, следует поздравить мусульман, родных и близких с этим днём и пожелать им всего наилучшего. В праздничные дни-ташрик рекомендуется совершить жертвоприношение. От одной семьи достаточно принести одного барана, либо овцу, либо козу. А корову или быка можно приносить в жертву от семи семейств.
Как известно, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пробыл в Медине десять лет, на протяжении которых он ежегодно совершал жертвоприношение-курбан, и неизвестно, чтобы он оставлял этот обряд хотя бы один раз. Он побуждал к его совершению, следовательно, не следует мусульманину, имеющему достаток, оставлять этот ритуал.
– Как мы можем определить, кто имеет возможность совершить жертвоприношение-курбан, а кто – нет?
– Если у человека есть деньги, достаточные для того, чтобы обеспечивать свою семью продуктами, одеждой и прочими необходимыми вещами, оплачивать расходы за жилье, но вместе с этим у него остаются деньги, то он и может совершать жертвоприношение, а затем раздать часть жертвенного мяса малоимущим людям. Такова обязанность мусульманина в эти дни. Эта обязанность возлагается в первую очередь на мужчин – глав семей. Но если какая-либо женщина живет без мужа, а ее доходы превосходят упомянутый уровень, то и ей становится обязательным совершить жертвоприношение. Ей не обязательно самой брать в руки нож, она может поручить это дело другим мужчинам-мусульманам. Однако приобрести жертвенное животное, а затем раздать часть его мяса нуждающимся людям, должна она. Те же женщины, у которых есть мужья, не обязаны совершать жертвоприношение от своего имени: за них, а также за всю семью жертвоприношение совершает муж, глава семьи. В этом случае награду за Курбан получает и муж, и его жена, и дети. И ещё один момент: будет неправильным брать деньги в долг, чтобы купить на них жертвенное животное, а затем зарезать его.
– Как правильно распределить мясо жертвенного животного?
– Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, относительно жертвенного животного сказал: «Ешьте, кормите и запасайтесь» (аль-Бухари, 5569).
Таким образом, одна часть мяса жертвенного животного оставляется для своей семьи. Из другой части готовятся угощения для родственников, близких и друзей. А еще одну часть следует раздать в качестве милостыни бедным и нуждающимся людям.
Хотелось бы отметить, что мусульманам не нужно скупиться, ведь жертвоприношение принесет огромную награду самому человеку, поскольку он совершает его ради Аллаха, а затем раздает мясо бедным и нуждающимся людям. Нам нужно понять, что имущество человека – это, на самом деле, имущество Аллаха, которое лишь временно даруется человеку. А когда Всевышний велит раздавать милостыню, Он не упрашивает богатого человека проявить доброту, а требует отдать то, что по праву принадлежит бедным!