«30 лет Регионального Духовного управления мусульман Удмуртии – еще очень молодой возраст»

В нынешнем году Региональному Духовному управлению мусульман Удмуртии исполняется 30 лет с момента основания. Об истории и основных этапах развития религиозной общины рассказывает муфтий республики Фаиз-хазрат Мухамедшин.

 

– Уважаемый Фаиз-хазрат, РДУМ Удмуртии исполняется 30 лет со дня учреждения. Казалось бы, это небольшой срок по историческим меркам. А как на Ваш взгляд?

 

– На мой взгляд, 30 лет для религиозной организации – это довольно ощутимый возраст. Уже нет юношеского максимализма, накоплен определенный опыт. Но история мусульман Удмуртии намного превышает этот срок, ведь на территории современной Удмуртской Республики Ислам как религия появился много веков назад.

 

– Действительно, мы же знаем, что Ижевская Соборная мечеть действует почти 180 лет. Какие еще свидетельства присутствия Ислама есть в истории Удмуртии?

 

– На самом деле, история Ислама в республике насчитывает не 30 и не 180 лет, а намного больше. Самым древним памятником Ислама в Удмуртии является так называемый «Гординский могильный камень», датируемый 1323 годом, то есть возраст которого превысил 700 лет. Именно по этому камню ученые-историки оценили, что уже 7 веков назад на территории севера нынешней Удмуртии был распространен Ислам, ведь он доказывает, что людей хоронили по мусульманским обычаям. Сейчас камень хранится в Национальном музее Удмуртской Республики и представляет большую историческую и научную ценность.

На протяжении веков мусульмане жили в Удмуртии и являлись частью местного общества.

История мусульман в Ижевске непосредственно связана с заводами, как впрочем и вся история города. Для работы на заводах в Ижевск переселились татары из ближайших мест и деревень. И в 1846 году здесь, в татарской слободе, появляется первая мечеть. То есть почти 180 лет назад. Татары считались хорошими работниками на заводе, и возведение мечети в Ижевске – это с одной стороны признание заслуг рабочих-мусульман, с другой – это свидетельство межнациональной и межконфессиональной политики руководства Ижевска, стремившихся поддерживать мир и добрососедство в городе.

Количество мечетей в Удмуртии постепенно увеличивалось. К началу советского периода в Ижевске было 2 здания, действовали мечети в Воткинске и других местах республики. Но в советское время часть из них была закрыта или разрушена, имамы были отстранены от работы. В целом, это был трудный период, выпавший на долю наших дедов и прадедов, и они как могли сохранили и передали веру и духовность следующим поколениям. Несмотря на тяжелые времена, в Ижевске были очень грамотные и уважаемые религиозные деятели, продолжавшие духовное служение. Среди них – Галимзян-хазрат, после него – Вафа-хазрат. Они в полном смысле слова были духовными лидерами своего времени.

 

– Когда же начинается возрождение Ислама?

– В конце 1980-х и начале 1990-х годов. Появились возможности для открытия мечетей, обучения детей основам Ислама, свободного приобретения и изучения Корана и другой религиозной литературы.

В городах и селах Удмуртии были построены новые мечети, их становилось всё больше. Поэтому в 1994 году было принято историческое решение – создать Духовное управление мусульман республики, целью которого было объединение всех мечетей и мусульманских организаций Удмуртии. Первым муфтием республики стал Габдулла-хазрат Мухамедшин, мой папа, ушедший из жизни в 2010 году в возрасте 80 лет.

Духовное управление мусульман Удмуртии объединило мусульманские общины всей республики – от Юкаменского и Балезинского районов на севере до Алнашского и Киясовского на юге. Везде строились мечети и возрождались религиозные традиции.

 

– На каком этапе находятся мусульмане Удмуртии сейчас?

– На сегодняшний день мусульмане Удмуртии составляют около 10% от общего населения республики. Основная часть мусульман – это татары, башкиры, а также приезжие мусульмане из республик Средней Азии.

В Удмуртии действует более 30 мечетей, при каждой из которых есть своя мусульманская община. Духовное управление мусульман Удмуртской Республики объединяет их вместе. Оно активно занимается вопросами религиозного образования, социальной помощи, благотворительности.

При мечетях открываются курсы для желающих углубить свои знания о религии, создаются условия для общественной и благотворительной деятельности. Всё это способствует созданию образованного и активного мусульманского сообщества.

Мусульмане Удмуртии активно участвуют в культурной жизни республики, организуя праздники, выставки и семинары. Это помогает укреплять связи между различными народами и способствует взаимопониманию между мусульманами и представителями других религий.

 

– Каким Вы видите будущее мусульманского сообщества республики?

– На мой взгляд, нынешнее время – одно из наиболее благополучных для всех традиционных религиозных конфессий нашей страны. Благодаря поддержке со стороны руководства республики, и мусульмане, и православные, и представители других религий могут строить храмы, соблюдать традиции и передавать их своим детям.

Если же говорить о будущем, то, мне кажется, необходимо развивать сразу несколько ключевых направлений.

Во-первых, важно укрепление межнациональных связей. Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны столь необходимо соблюдать мир и добрососедство для общего, гармоничного развития. Как мы видим, разные народы и культуры обогащают общество своими уникальными традициями, языками, искусством и обычаями. Народы страны в своей самобытности дополняют друг друга, и от этого многообразия выигрывает всё общество. Не зря Всевышний сказал в Коране: «Все люди сотворены племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга!»

Во-вторых, важно развивать образование и показывать реальный пример. Так мы передаем детям, будущим поколениям наши традиции, знания о вере, а также очень нужное – духовное воспитание. Причем не просто слова, а должен быть пример, практические поступки, реальные дела и достижения взрослых, на которые ориентируется молодежь. Мы видим, что сейчас большое давление создается на подростков через интернет, смартфоны и новые технические достижения. И так важно своими делами показывать пример традиционных ценностей, присущих народам России. Как жить в обществе, как создавать семьи и сделать их крепкими, как трудиться и достигать результатов – это тоже традиционные ценности, которые сейчас оказались под угрозой. Но наша задача – сделать эти ценности интересными и востребованными для молодых людей. В мечетях, в общественных местах, а порой и в учебных заведениях мы можем передать наши традиции.

В-третьих, важно активное участие в общественной жизни. Все мы, и мусульмане, и последователи других религий, живя в обществе, можем и должны ежедневно делать то, что улучшит жизнь вокруг нас. Не ограничиваться только делами внутри мечети или храма, но смотреть шире. Кто-то возьмётся, условно говоря, почистить двор около храма, а другой – приведет в порядок целую улицу, третий сможет еще больше… Совместными усилиями все мы можем менять наш мир в лучшую сторону. По сути, каждый из нас должен привносить какой-то вклад в общество. И я абсолютно убежден, что когда любой человек с позитивными мыслями берётся за доброе дело, добро возвращается к нему многократно!

Подытоживая, хочу сказать, что предыдущие поколения мусульман строили мечети, а нынешние верующие должны наполнить построенные здания активной работой, которая принесёт пользу всему обществу. И с этой точки зрения 30 лет духовного управления мусульман Удмуртии – еще довольно молодой возраст, ведь предстоит сделать еще очень много!