Есть ли давление на мусульман в колонии №4 из-за исполнения обрядов Ислама?
Две недели назад в Интернете появилась информация, заставившая нас, ижевских мусульман, сильно удивиться. Сначала один кавказский сайт, а затем и несколько центральных исламских новостных ресурсов напечатали статью о том, что в ижевской колонии ФБУ ЛИУ-4 «заключенные, исповедующие ислам, подвергаются моральному и физическому притеснению». Под притеснением имелось в виду то, что осужденных мусульман избивали, им мешали совершать намаз и даже вынуждали сменить религию. Возможно ли такое в Ижевске, где, как мы писали недавно, имеются договоренности между руководствами УФСИН и РДУМУ о сотрудничестве? И тем более возможно ли такое в четвертой колонии — там, где несколько лет назад даже была построена мечеть для осужденных? Все это заставило усомниться в прошедшей новости и попробовать разобраться в произошедшем самостоятельно.
На фото вверху: Фаиз-хазрат и Клинов Мухаммад на встрече с начальником ЛИУ-4 Эминовым Г.Т.
Внизу: Фаиз-хазрат встретился с осужденными ЛИУ-4 в мечети на территории колонии
Итак, инициатором этой новости стал 38-летний Зялмах Кодзоев, уроженец Ингушетии, отбывающий наказание в вышеупомянутой колонии № 4. В Удмуртию он был переведен совсем недавно, а до этого 6 лет срока отбывал в Мордовии. Кодзоев осужден по восьми статьям УК РФ и приговорен к 24 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Оказавшись в ижевском ЛИУ-4, Кодзоев передал своим родственникам письмо, на основании которого и была впоследствии написана статья о давлении на мусульман в ижевской колонии. Далее эту статью распространили в Интернете, но сайты, перепечатавшие упомянутую статью, к сожалению, не проверили подлинность всей содержащейся в ней информации, а лишь поспешили растиражировать «горячую» новость.
22 декабря представители РДУМУ во главе с Фаизом-хазратом Мухамедшиным посетили ФБУ ЛИУ-4, где встретились с начальником колонии Гурбаном Эминовым, побывали в местной мечети и повстречались с ее прихожанами из числа осужденных. Основной вопрос, который интересовал делегацию РДУМУ — действительно ли в колонии проводится давление по религиозному или национальному признаку?
На встречу с Фаизом-хазратом в мечети пришли о с у жд е н н ы е мусульмане, находящиеся в «четверке» уже не первый год. Их национальный состав также был разным -татары, таджики, азербайджанцы, дагестанцы и многие другие. Информация о давлении
на мусульман в четвертой колонии повергла их в недоумение. Сами же заключенные рассказали следующее:
Мурадов Айман: «Скрывать нам нечего. К сожалению, пост мы держать не можем, потому что все мы здесь люди больные (ЛИУ-4 предназначено для осужденных,
больных туберкулезом). А намаз в мечети совершаем в зависимости от распорядка дня. Но мы можем совершать его и в других местах, никто не возражает. Получаем мы и мусульманские газеты, духовную литературу читаем или в библиотеке, или там, где живем».
Балханов Исмаил: «В другую веру нас никто и никогда не пытался обратить. Ни о чем подобном мы и не слышали».
Хайретдинов Артур: «Я здесь третий год. В мечети часто бывать не могу, так как работаю в промзоне. Там и совершаю намаз, у меня для этого есть и коврик. Никто мне не мешает…»
Особо был выделен вопрос об отношении к «кавказцам» в колонии. На него ответил уроженец Дагестана Курбанисмаилов Магомед: «Я сам с Кавказа, и никогда не чувствовал, что ко мне из-за этого как-то по-особенному относятся. Отношение к нам такое же, как и к остальным осужденным».
Узнав о настроении осужденных, представители РДУМУ побеседовали с начальником колонии № 4. На вопрос о возможном притеснении мусульман по религиозному признаку, Гурбан Эминов сказал следующее: «Я сам мусульманин и никогда бы такого не допустил. Да и вообще у нас подобное в принципе невозможно. Именно в нашем учреждении по просьбе осужденных в 2003 году была построена первая в УФСИН Удмуртии мечеть вместимостью до 50 человек. В нее обеспечивается доступ осужденных в часы, свободные от обязательных мероприятий, предусмотренных режимом содержания и распорядком дня. Имеется около 150 экземпляров духовной литературы. Еженедельно по вторникам осужденных посещает преподаватель Духовного Управления мусульман Ижевска, который проводит с ними занятия по изучению основ Ислама, арабского языка, совместно совершает намазы и просто беседует. Проводятся и религиозные праздники, например, 30 ноября у нас отмечался Курбан-байрам. Кроме того, в рамках служебной подготовки проводятся занятия с сотрудниками учреждения по основам Ислама, чтобы им было легче понимать мусульманскую часть спецконтингента».
На вопрос о ситуации с Кодзоевым, Гурбан Эминов сказал: «При проведении планового обыска (обычная процедура в колониях) Зялмах Кодзоев грубил и
оказывал неподчинение сотрудникам, за что был водворен в штрафной изолятор. Но и там не угомонился, при проведении обыска в камере оказал физическое сопротивление. Пришлось применить силу: загнув осужденному руки за спину, его заперли в камере. Никакие спецсредства при этом не применялись. Все материалы по данному факту были переданы в прокуратуру, сейчас проводится проверка. Побывала с внеплановым визитом в ЛИУ-4 и Общественная наблюдательная комиссия. Вот ее резюме: «Проверены условия проживания в комнатах длительных свиданий, проведена беседа с родственниками осужденных. Условия удовлетворительные, замечаний нет. Проведена встреча с осужденным Кодзоевым З.И. Со слов осужденного, с наказанием он согласен, претензий к администрации не имеет». Кстати, он признал свою вину и в личной беседе с начальником учреждения».
По окончании встречи Фаиз-хазрат поделился своим мнением об увиденном: «Я и раньше был уверен, что в колонии № 4 такого быть не может, утвердился в этом мнении и после сегодняшней встречи с осужденными. Мы очень удивлены появлением данной информации в Интернете. Прежде чем публиковать подобное, автор должен провести хотя бы элементарную проверку. Осужденные ни разу не высказывали нам нареканий на притеснения. Говорят об этом и те, кто приходит к нам после освобождения, а им-то уже бояться нечего. И мы, и УФСИН заинтересованы в том, чтобы ситуация в колониях была нормальной».
В наш информационный век, когда любая новость может разлететься по всему свету всего за несколько секунд, хочется еще раз обратить внимание на ту огромную ответственность, которую несут авторы статей, новостей, писатели. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Достаточно греха соберет тот человек, который будет пересказывать все, что слышит». Именно так Ислам учит нас задумываться над тем, что мы говорим или пишем. И прежде чем распространять некие «горячие» факты, в первую очередь нужно убедиться в их достоверности. Особенно когда речь идет о таких тонких вопросах, как религия и вера.