Смешанные браки
Аляутдинов Ильдаp Рифатович — пpоповедник (имам-хатыб) Московской Мемоpиальной и Соборной мечетей, магистp филологии и богословия унивеpситета «аль-Азхаp» (АРЕ), автор книг: «Пятничные проповеди», «Таджвид. Правила чтения Корана».
Еще в годы обучения начал активно заниматься проповеднической и просветительской деятельностью. Под редакцией Ильдара Аляутдинова вышли многие книги издательств «Muslim Media Press» и «Новый Свет». В это же время проходят его лекции и проповеди в Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе.
После завершения учебы по приглашению муфтия шейха Равиля Гайнутдина Ильдар хазрат Аляутдинов становится главным имам-хатыбом Московской Соборной мечети.
Помимо активной работы в мечети — проведении пятничных проповедей и еженедельных лекций, Ильдар хазрат является ведущим преподователем по дисциплине «Хутба-гомилетика» в Московском Исламском Университете, а также других дисциплин во многих мактабах и медресе столицы. Он возглавляет Экспертный Отдел Духовного Управления мусульман Европейской части России.
Смешанные браки
Эта тема вызвана большим числом обращений прихожан с вопросами и просьбами дать совет в возникающих проблемах. Безусловно, представители различных конфессий бок о бок мирно существуют многие столетия. Однако стоит осветить канонические аспекты столь важного вопроса как создание семьи между представителями разных вероисповеданий.
Согласно Корану, супружеский союз является одной из важных божественных заповедей, выполнение которой позволяет человеку обрести милость и благодать Всевышнего, исполнить замысел Господа о продолжении рода человеческого. Через семью осуществляется смена поколений, происходит первичная социализация и воспитание детей. Семья является основой формирования культуры, быта, веры и многих других важных аспектов.
Неверное представление о мусульманском браке, широко бытующее в обществе, рисует довольно мрачную картину: грозный муж-многоженец заставляет жен трепетать от его гневного взгляда и подчиняться ему во всем. Считать подобный порядок исламским идеалом – значит издевательски насмехаться над исламом или абсолютно не понимать его.
Всевышний Аллах заповедал мужу и жене строить семью на основе любви и согласия, без какого-то ни было принуждения. «И если женщина опасается сурового отношения или равнодушия со стороны своего мужа, то пусть они придут к согласию и примирению между собой».
В современном мире в условиях межнациональных переплетений и ассимиляции, у многих возникают вопросы: каковы рамки дозволенности? Что можно, а что нельзя? Какие из смешанных браков разрешены, а какие – запрещены?
Коранический аят накладывает неоспоримый запрет на замужество или женитьбу на язычниках и всех тех, кто подпадает под эту категорию: «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Лучше рабыня, но верующая, чем свободная язычница, пусть даже очень привлекательная и вызывающая у вас симпатию. И не выдавайте мусульманок за язычников, пока те не уверуют. Лучше раб, но верующий, чем свободный язычник, пусть даже приглянувшийся вам» (Коран, 2:221).
В момент, когда я писал эти строки, ко мне в мечети подошла женщина с личной проблемой. Как оказалось, ее дочь вышла замуж за немусульманина. Когда родился сын, зять решил провести обряды по своей религии. Он обратился к своему духовному наставнику, а тот посоветовал ему, что для правильности обряда необходимо, чтобы и мать поменяла свою веру. Той пришлось согласиться…
Прошли годы, дочь с мужем разошлись. Возник вопрос: «Как быть?» Мы – мусульмане, наш дед был муллой, а дочь – ни туда, ни сюда…
Таких примеров, поверьте, тысячи. Религия многих современных мусульман, к сожалению, ограничена лишь обрядами, в которых стремления к глубокому познанию, осмыслению истины и цели мирской жизни. Люди часто слепо следуют традициям, даже не пытаясь понять их сути. Такие люди себя, ни тем более – других, вряд ли смогут осветить светом веры.
Вот в мечеть заходит другая женщина и объясняет свою, во многом похожую проблему. «Умерла родственница-мусульманка, ранее бывшая замужем за немусульманином. Мы не успели ничего сделать, хотя говорили и просили, но дети похоронили ее по чуждым исламу порядкам. Похоронили в одежде, без ритуального омытия, савана, погребальной молитвы, причем – на немусульманском кладбище».
Каждый, у кого есть дочь или сестра, должен четко уяснить для себя недозволенность ее выдачи замуж за представителя иной веры. Любовь к Богу должна быть выше любви к отдельно взятому человеку. Не надо забывать, что Ислам – это не только религия и традиции, Ислам – это образ жизни, часть культурного наследия, нормы поведения и многое другое. Запрет такого замужества несет в себе лишь благо, которое в полной мере осознают те, кто прошел через многие годы совместной жизни в браке, где воссоединилось несоединимое.
В результате смешанных браков стираются религиозные, культурные и национальные устои мусульманских народов. Если каждый будет думать: «Моя хата с краю. Почему я должен заботиться о сохранении религии, национального наследия? Влюбились, ну что поделать? Пусть другие думают о возвышенном». Если такая тенденция сохранится, то последствия как для отдельных народов, так и для представителей ислама будут очень плачевны.
Порой видишь деревья, великие по своим размерам, но высохшие изнутри. Пройдет еще какое-то время и их спилят на дрова, которые потом бросят в печь. Если мы будем собственными руками «отрубать свои корни», если не будем давать должное воспитание своим детям, не будем уделять внимание духовным ценностям, и, идя на поводу своих личных слабостей, будем близки к греховному, то пройдет всего несколько десятилетий и мы о многом пожалеем.
Как известно, Ислам строго относится к женитьбе немусульман на мусульманках. А может ли мусульманин взять в жены представительницу Людей Писания (иудейку или христианку)? Мнения о нежелательности подобного брака придерживалось подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых – богословы всех четырех мазхабов. Кроме того, некоторые авторитетные теологи (особенно ханафитского мазхаба) заявляют о полной запретности смешанных браков в условиях неисламского государства. Ведь во многих таких странах так и остался не до конца урегулированным вопрос о личном религиозном статусе человека: праве жить согласно канонам своего вероучения, предполагающего свободное выполнение религиозных обязанностей.
Немаловажным фактором запрета являются имеющие место в некоторых государствах националистические, антиисламские настроения и соответствующая пропаганда в СМИ, влекущая за собой стремление супруги-немусульманки воспитывать детей в иной, неисламской религиозной традиции. Так ослабляются духовно-религиозные основы семьи, затрудняются семейные ритуальные традиции, чередой выстраиваются внутрисемейные проблемы.
Человек, вставший на путь истины, постарается помочь ближнему обрести этот путь, приложит все усилия для того, чтобы члены его семьи услышали об Аллахе. Все это нелегко осуществить даже в мусульманской семье, особенно – когда общество и окружение тому не способствуют. И представьте, насколько тяжело тому, у кого нет духовной поддержки в столь близком человеке как супруга, когда она придерживается иных принципов и взглядов. Устоять на этом ринге противоборств мыслей, убеждений, культурных традиций нелегко. Нетрудно догадаться, кто же в этом неравном бою оказывается в нокауте. И примеров тому из жизни множество.
Поэтому нельзя забывать, что для двух столь близких людей как муж и жена, для прочности их союза важно наличие общих жизненных ценностей. Когда пылкая юношеская влюбленность начинает угасать и уступать место зрелым отношениям, важно, чтобы между супругами было взаимопонимание в основополагающих вопросах, определяемых духовно-нравственной позицией каждого. Это выбранные нами критерии и принципы, которыми мы руководствуемся ежедневно на протяжении всей совместной жизни.
Еще одним «полем» для проблем являются дети, рожденные в смешанном браке. Зачастую, каждый из родителей настаивает на своих собственных правилах воспитания, основанных на близких ему нормах и традициях, вызывая и вскрывая новые противоречия, неведомые ранее (в период «до рождения ребенка»). Как часто мы сталкиваемся с тем, что родители, произнося имя своего ребенка, начинает стесняться. Становится понятным присутствие иной культуры и веры. Получается, что время утекло. То преходящее, обманчивое и головокружительное состояние любви уже исчезло, нити привязанности ослабли, и человек ощущает отсутствие духовного единства и удовлетворенности. Он, вроде бы, и готов многое изменить, но уже поздно. Дети растут, не хочется причинять им душевных травм.
Приведу пример семьи, которую знаю с детства. Глава семьи – мусульманин, женился на девушке иной религии. Та охотно и быстро приняла Ислам, провели обряд бракосочетания по соответствующим канонам. На радость родне мужа, пока жили с его родителями, стала учить суры из Корана, родила троих детей. Но постепенно стала отходить от Ислама, дети, соответственно, — тоже. Отец семейства понял, что жена и дети заодно. Попытки что-то изменить не увенчались успехом. Он пытался уйти, но слышал слезные просьбы не оставлять детей. Совместно прожили около 40 лет. Его жена умерла год назад, ее похоронили уже не по мусульманским обычаям. Также и в семьях их уже взрослых детей мусульманского продолжения нет. Уверен, что каждый может привести много аналогичных примеров.
Предположим, что невеста примет Ислам. Не стоит обольщаться и думать, что количество мусульман увеличилось от этого, ведь зачастую этот переход в Ислам был сделан очень формально. Приведу недавний пример, когда ко мне обратилась женщина со своим рассказом: «Я была замужем за представителем одного из мусульманских народов. Нам читали никах, я приняла Ислам. Но через какое-то время он уехал на родину, там женился и от него нет ни слуха, ни духа. Сейчас у меня ребенок от второго мужа, той же национальности. Мне нужен развод от первого. Как его получить?» Сперва я не понял: «Как развод от первого, когда у вас уже родился ребенок от второго?» Затем я спросил: «Прося развод, каким канонам вы следуете? Кто вы? Какой веры?» Она с легкостью отвечает: «Я христианка, хотя при никахе произносила шахаду».
И таких случаев, когда молодожены просто формально, неосмысленно, лишь ради замужества произносят слова свидетельства единобожия, а со временем открыто отказываются от произнесенных слов – множество. Так что на вопрос «Какими она воспитает своих детей», ответьте сами.
Если даже и встретить несколько примеров искренней обращенности супруги к Исламу, то их число на фоне сотен других – ничтожно мало, к сожалению.
Сегодня у мусульман нет общины, построенной на принципах Ислама в убеждениях, законах, обычаях, нравах, культуре. Если такой общины нет, то пусть останется хотя бы мусульманская семья, которая частично возместит отсутствие общины. Если же мы проявим нерадивость, допустив упущения в вопросе семьи, сформировав ее из матери-немусульманки и отца-мусульманина, то можно с легкостью распрощаться с Исламом и его приверженцами, ведь нам нечего будет оставить в наследство будущим поколениям.
Поэтому в наш век запрет женитьбы на немусульманках, так же как и замужества за немусульман, должен быть категоричным, дабы преградить путь, ведущий к разным формам вреда и проблем. Каноны Ислама гласят: предотвращение зла более важная задача, чем достижение блага.
Материал подготовил Зарифулла улы Файзулла