Брак. Роль мужа и жены в нем

Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе, да и в большинстве регионов нашей страны в последнее время. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности, в большей части мусульманского мира юноша и девушка общаются друг с другом очень мало. Мальчики и девочки не общаются друг с другом, не устраивают свиданий и ни в коем случае не допускают никакой добрачной близости. И хотя любовь, несомненно, считается в мусульманском браке весьма важной, к мусульманским парам она, как правило, приходит после заключения брака, а не до того.

Поэтому выбор брачного партнера производится чаще всего (но не обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом выборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски будущего супруга.

Согласно Исламу предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя Ислам дает им это право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в присутствии близких людей, поскольку Ислам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке или в родстве находиться друг с другом наедине.

Брак в Исламе является как священным, так и правовым договором между мужчиной и женщиной, устанавливающим законность, нерушимость и взаимную ответственность их родственных отношений, принятие друг друга в качестве супругов по обоюдному решению для совместной жизни согласно. Оба должны сознавать свой долг перед Богом и ответственность друг перед другом во всех аспектах их взаимоотношений.

Как мы уже видели, Ислам отводит руководящую роль в семье мужчине, поскольку он в большинстве случаев обладает несколько большей физической и эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин — не только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются в помощи и поддержке.

«Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины — благоговейные, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах» (Коран, 4: 34).

Жена является другом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним ответственной за дела семьи, физическое и эмоциональное благосостояние ее членов и воспитание детей. Она должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее непокорности Всевышнему, в этом случае она не должна ему подчиняться, он же со своей стороны должен быть внимательным и заботиться об ее благополучии. Как явствует из приведенных выше аятов Корана, она также отвечает за должное состояние дел в хозяйстве своего мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и порядочности, она обязана хранить свою сексуальность только для того мужчины, с которым состоит в браке.

В Исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком даже после вступления в брак, а, вступив в него, она имеет право сохранить свою фамилию, не принимая фамилию мужа. Западный стереотип относительно мусульманской женщины как о всего лишь домашней рабыне, с утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой и присмотром за детьми, лишенной духовности, интересов, не имеющей право на собственную жизнь, а также возможности конструктивно участвовать в жизни общества, в исламских учениях, не имеет под собой оснований. Ислам считает мужчину и женщину равными в смысле их ответственности перед Богом и собственной индивидуальности.

Ислам предписывает обоим одинаковые религиозные обязанности, не считая послаблений, сделанных для женщин в связи с деторождением. «И ответил им Господь их: «Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей — ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других»» (Коран, 3: 195).

«А если кто сделает что-нибудь благое — будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, — то эти войдут в рай и не будут обижены ни на бороздку финиковой косточки» (Коран, 4: 124).

В то же время Ислам признает, что женщины обладают более тонкой, чувствительной и эмоциональной натурой, чем мужчины, и мужчины должны обходиться с ними соответственно. Существует множество хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), предписывающих доброту и заботливость по отношению к женщинам, советующих мужьям относиться к своим женам с уважением, почитанием и со всеми чувствами, соответствующими их тонкой женской природе. «Лучшие из мужчин, — говорил он, — это те, которые наилучшим образом относятся к своим женам».

В Коране сказано о брачных отношениях:

«Из Его знамений — что он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость» (Коран, 30: 21).

«Он — Тот, Кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее…» (Коран, 7: 189).

Дух брака в Исламе — это дух взаимного уважения, доброты, любви, сотрудничества и гармоничных взаимоотношений. В лице своего мужа жена имеет друга и партнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеящего, и оберегающего ее, помогающего ей выполнять обязанности, которые ей было бы трудно, а то и невозможно выполнять одной; а мужчина имеет в лице своей жены товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт и отдых от борьбы с превратностями жизни этого мира. Говоря аятами Корана: «они (жены) — одеяние для вас, а вы (мужья) — одеяние для них» (Коран, 2:187). И они служат друг другу, как любимая одежда — обеспечивают уют, защиту, безопасность, украшают, хранят тепло, укрывают и скрывают все личное от чужих глаз.

Хотя женщины чаще всего выполняют работу по дому, поскольку для них такая забота более естественна, муж должен помогать жене в работе по дому, следуя примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), помогавшего своим женам, чинившего свою одежду и принимавшего участие в домашнем труде. И хотя мать, прежде всего, занимается воспитанием своих детей, Ислам не требует от нее заниматься этим весьма важным делом одной. Должное воспитание детей — обоюдная обязанность мужа и жены, и, несмотря на то, что большая часть ежедневных занятий с детьми чаще всего выпадает на долю жены, муж — это человек, отвечающий не только за благосостояние, но и за поведение всех членов семьи. Муж и жена должны вместе создавать в доме исламскую атмосферу и находить нужный подход к воспитанию детей, поддерживая в этом друг друга.

Мусульманские браки отличаются большей устойчивостью по сравнению с браками в сегодняшнем светском обществе. Это обусловлено целым рядом факторов.

Во-первых, в отличие от светских браков, где добрачная любовь и близость считаются неизбежными, основной составляющей мусульманского брака является общая система ценностей, общие принципы и образ жизни. Вследствие этого мусульманские муж и жена, даже будучи носителями различных культур или выходцами из различных слоев общества, обладают приблизительно одинаковыми мировоззрением, системой ценностей, во многом схожими привычками и поведением, что дает им возможность гармонично сочетаться друг с другом.

Во-вторых, при всех сегодняшних трудностях мусульманского мира прочность семьи поощряется и поддерживается различными общественными институтами. Это полностью противоположно ситуации во многих частях западного мира, где разводу способствует — можно даже сказать, делает его неизбежным — влияние различных социальных факторов, которые ослабляют не только преданность супругов друг другу, но и способность человека поддерживать устойчивые и постоянные родственные отношения с другими людьми.

В-третьих, мусульмане в прошлом, как правило, жили среди других народов и поэтому умеют приспосабливаться к различным обстоятельствам; благодаря этому они относятся к другим терпимо и привыкли прощать, даже несмотря на возможные разногласия и трения.

Другая причина устойчивости браков в Исламе заключается в том, что мусульмане и мусульманки в большинстве случаев совершенно согласны со своими мужской и женской ролями. В результате, поскольку разделение ролей и обязанностей между мужем и женой четко определено и признано, многих проблем и трений удается избежать. А кроме того, мусульмане чаще всего окружены множеством родственников и друзей. Это дает каждому из супругов возможность вести собственную жизнь независимо от другого, поддерживая отношения со многими другими людьми, имея разнообразные эмоциональные отдушины и источники поддержки. Таким образом, ни муж, ни жена не принуждаются к полной зависимости от единственного родственника, означающей, что лишь только этот последний может быть источником его или ее эмоционального удовлетворения, тем самым взваливая на него или на нее невыносимую ношу и,таким образом ослабляя узы брака, поскольку множество прекрасных взаимоотношений с другими людьми делают жизнь более светлой, даже когда между супругами возникают трения.

Подводя итог, скажем, что мусульманский брак представляется не романтичным союзом в голливудском духе, а кровным и телесным родством двух человеческих личностей. Это совсем не означает, что такой родственный союз полностью гарантирует идеальные отношения. Но любые трения или противоречия между супругами разрешаются внутри самой семьи при помощи смягчающего влияния общества, а не путем расторжения брака и разрушения семейной ячейки, что гораздо сложнее и пагубнее, чем стремление приспособиться к характеру своего супруга (супруги) и проявить терпимость (за иключением особых случаев, когда развод не только желателен, но и необходим). Благодаря всем присущим ему предосторожностям, мусульманский брак – это чаще всего стабильный и жизнеспособный институт.

 

Читайте также: