Аиша Назыпова: «Свет знания раскрашивает мир»
В последнее время женщины играют всё большую роль в социальной жизни мусульманской уммы. Активной деятельности последовательниц ислама отдают должное и мужчины, честно признавая превосходство женщин в деле развития мусульманского общества и религиозного просвещения. Один из казанских хазратов на одной из своих проповедей отметил, что сегодня движущей силой религии являются женщины. Вот, например, на днях в Казани пройдет форум “Милләт аналары”, где примут участие мусульманки и из Ижевска. Об особенностях воспитания и обучения в мусульманском обществе мы поговорили с педагогом, руководителем детского сада, автором красочного пособия для дошкольников по исламскому мировоззрению «Первые уроки веры» Аишей Назыповой.
– Аиша, ассаляму алейкум, давайте по традиции начнем нашу беседу с вашего рассказа о себе. Поделитесь с читателями, откуда Вы родом, чем занимаетесь на данный момент?
– Я являюсь матерью шестерых детей, педагог по образованию, преподаю при мечети основы арабского языка и Ислама. Одна из моих дочерей также педагог, преподает в начальных классах и активно помогает мне в издании учебных пособий для дошкольников.
На данный момент я занимаюсь разработкой проекта «Свет знания раскрашивает мир». Цель этого проекта – создание методического центра, который будет заниматься подготовкой мусульманской учебной литературы для педагогов в сфере дошкольного образования, а также проведением курсов для педагогов мусульманских детских садов и учителей при мечети.
– Аиша, что побудило Вас покинуть зону комфорта мечети и заняться разработкой этого центра?
– Дело в том, что у нас нет методических пособий по арабскому языку для дошкольников, которые отвечали бы федеральному государственному стандарту дошкольного образования, позволяющих обучение не только в медресе, но и в светских учебных заведениях. Центр мог бы взять на себя функцию по разработке таких пособий. К примеру, открывается новая мечеть, которой нужны учителя по арабскому языку. Центр мог бы направить туда обученных педагогов, предоставить учебники, книги, другой готовый материал. Так мы облегчили бы работу педагогам, а мечетям не пришлось бы изобретать велосипед, заново сочиняя по своему усмотрению методички.
– Аиша, автором каких пособий Вы являетесь?
– Мною была написана книга для дошкольников по акыде «Первые уроки веры». Также я являюсь соавтором книг: «Веселый букварь», прописей «Арабский язык», рабочей тетради «Дневник для Рамадана». О последней скажу отдельно. Дневник поможет родителям найти богоугодные занятия детям на каждый день во время священного месяца. Поскольку в этот месяц важно получать как можно больше знаний, то дети, заучивая каждый день по одному аяту, за месяц Рамадан будут знать всю суру Фаджр, которая расписана по одному предложению в дневнике и состоит из 30 аятов. Так можно показать детям, что учить Коран можно легко и непринужденно, заучивая всего один аят в день. Дневник также предусматривает распорядок дня, учит детей столпам ислама, имана. А также в ней есть лестница успеха, с помощью которой дети учатся давать себе оценку, что побуждает их стремиться делать все больше и больше хороших дел.
Что касается тетрадей, то они рассчитаны на определенный возраст: от 2 до 3 лет, от 3 до 4, от 4 до 5 и так до 8 лет.
– Чего именно не хватает в современных русскоязычных пособиях по арабскому языку?
– Не хватает, кроме систематизации знаний, патриотического воспитания. Если мы хотим воспитать современное, цивилизованное, законопослушное российское общество, нам важно прививать с детства основы патриотизма и любовь к своей родине. Важно объяснять детям, что у нас созданы все условия, и есть свобода придерживаться ислама. Ведь дети, любящие свою родину, не будут желать ей плохого, а только процветания и благоденствия. Сейчас я как раз ищу тех заинтересованных преподавателей, которые хотели бы заняться разработкой методичек, по которым мы воспитывали бы и обучали дошкольников в свете ислама и в русле нашей государственной политики.
– Аиша, спасибо Вам за ваш труд и желаем Вам успеха в вашем богоугодном деле.