Знание Сунны: Виды тасбиха после намаза
Завершив намаз, по Сунне рекомендуется произнести тасбих – слова прославления Аллаха. Из сборников достоверных хадисов нам
известно пять разных видов произнесения тасбиха, все они приводятся от Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Первый вид. Произнесение слов «Субхана-Ллах» – 33 раза, «Аль-хамду ли-Ллях» – 33 раза, и «Аллаху Акбар» – 33 раза.
Со слов Абу Хурайры, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не указать ли вам на то, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто будет после вас, не сможет догнать вас, и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же?! Говорите по тридцать три раза после каждой молитвы: «Cубхана-Ллах», «Аль-хамду ли-Ллях» и «Аллаху Акбар». Абу Хурайра сказал: “И мы разошлись во мнениях между собой. Некоторые из нас стали говорить: «Нам следует говорить “Субхана-Ллах” и “Аль-хамду ли-Ллях” по тридцать три раза, а “Аллаху акбар” – по тридцать четыре». Тогда я вернулся к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Говори по тридцать три раза и “Субхана-Ллах”, и “Аль-хамду ли-Ллях”, и “Аллаху Акбар”» (аль-Бухари, 843, Муслим, 595).
Второй вид. Произнесение слов «Субхана-Ллах» – 33 раза, «Аль-хамду ли-Ллях» – 33 раза, и «Аллаху Акбар» – 34 раза.
От Ка’ба ибн ‘Уджры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не разочаруется тот, кто после каждой обязательной молитвы будет произносить завершающие слова, говоря «Субхана-Ллах» и «Аль-хамду ли-Ллях» по тридцать три раза, а слова «Аллаху Акбар» – по тридцать четыре» (Муслим, 596).
Третий вид. Произнесение слов «Субхана-Ллах» – 33 раза, «Аль-хамду ли-Ллях» – 33 раза, «Аллаху Акбар» – 33 раза, и слова «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарика ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хува аля кулли шай’ин кадир» – 1 раз.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто после каждой молитвы будет говорить по тридцать три раза слова «Субхана-Ллах», «Аль-хамду ли-Ллях» и «Аллаху Акбар», говоря на сотый раз: «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарика ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хува аля кулли шай’ин кадир», – простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской!» (Муслим, 597).
Четвертый вид. Произнесение слов «Субхана-Ллах» – 25 раз, «Аль-хамду ли-Ллях» – 25 раз, «Аллаху Акбар» – 25 раз и «Ля иляха илля-Ллах» – 25 раз.
От Ибн ‘Умара и Зайд ибн Сабита (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что однажды один человек из числа ансаров увидел во сне, как его спросили: «Что повелевал вам пророк?» Он ответил: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам говорить «Субхана-Ллах» и «Аль-хамду ли-Ллях» по тридцать три раза, а слова «Аллаху Акбар» по тридцать четыре, общее количество чего равняется сотне». Тот сказал ему: «Произносите также «Субхана-Ллах», «Аль-хамду ли-Ллях», «Аллаху Акбар» и «Ля иляха илля-Ллах» по двадцать пять раз, и это также будет равно сотне”. Когда же рассвело, этот ансар упомянул об этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Делайте так, как говорит ансар» (Ахмад, 5/184, ан-Насаи, 1351. Шейх Насыр подтвердил достоверность хадиса).
Пятый вид. Произнесение слов «Субхана-Ллах» – 10 раз, «Аль-хамду ли-Ллях» – 10 раз, «Аллаху Акбар» – 10 раз.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мусульманин будет неуклонно совершать две вещи, он войдет в Рай! Эти две вещи легкие, но поступающих так мало. Следует произносить после каждой молитвы «Cубхана-Ллах», «Аль-хамду ли-Ллях» и «Аллаху Акбар» по десять раз. Произнесение этого (после пяти молитв) будет равно ста пятидесяти для языка и тысяче пятьсот на весах (в Судный день)! А также произносить перед сном слова «Аллаху Акбар» тридцать четыре раз, а слова «Аль-хамду ли-Ллях» и «Субхана-Ллах» по тридцать три раза. Это равно сотне для языка и тысяче на весах!» (Абу Дауд, 5065. Шейх Насыр подтвердил достоверность хадиса).
Что касается того, следует ли произносить эти азкары после каждой молитвы или же именно пяти обязательных, то ученые разошлись в этом вопросе, как говорил хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», 2/384. Большинство ученых считали, что эти слова поминания следует произносить именно после обязательных молитв, и они аргументировались тем, что в некоторых версиях хадисов конкретизируется это, как, например, в хадисе от Ка’ба: «Не разочаруется тот, кто после каждой обязательной молитвы будет произносить…»
И в последнем хадисе также говорится, что произнесение слов «Cубхана-Ллах», «Аль-хамду ли-Ллях» и «Аллаху Акбар» по десять раз будет равно ста пятидесяти, а это возможно только если их произносить после пяти обязательных, ибо если их произносить после каждой молитвы, то их число уже не будет равняться ста пятидесяти.
Уа-Ллаху а’лям.