Вопросы и ответы

Если человек не совершил грех

Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлаhи уа баракатух! Такой вопрос..

Если человек намерился совершить грех (например, кражу и т.д.), но не совершил его не по причине того, что боится Аллаха и не потому что передумал, а просто не получилось. Это зачтется ему как грех? Например, некие люди поехали на машине для совершения харама, но по пути их машина сломалась и они не попали туда, опять же, не по причине того, что боятся Аллаха, а просто сломалась машина. Каково их положение?

Ответ:

Уа алейкум ассалям уа рахматулЛахи уа баракятух! По этому вопросу известно следующее разъяснение ученых:

  1. Если человек вознамерился совершить грех, но не совершил его из-за страха перед Всевышним Аллахом, то ему будет записано перед Аллахом одно целое доброе дело. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела…» (Аль-Бухари).
  2. Если не смог совершить грех потому, что не получилось совершить его по тем или иным причинам, так, что если бы не эта причина, то совершил бы греховный поступок, то в таком случае записывается перед Аллахом грех из-за своего дурного намерения. Довод здесь – хадис от Абу Бакраты (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если два мусульманина сошлись друг против друга своими мечами, то убивший и убитый в огне» Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, с убившим всё понятно, а почему убитый?» Пророк ответил: «Он же тоже стремился убить» (Привёл Ан-Насаи).
  3. Если вознамерился совершить грех и не совершил его, забыв о нём (по забывчивости), то в таком случае ничего не записывается – ни грех, ни доброе дело. Потому что такой не вознамерился совершить благодеяние, и не совершил дурной поступок.

 

Из обрядов деторождения

Ас саламу алейкум! Я не знала, что когда на седьмой день бреют волосы новорожденному ребенку, надо милостыню серебром отдать. Спустя пять месяцев я могу это сделать? Кому и в каком виде отдавать нужно? Обязательно монеты должны быть? Помогите ради Аллаhа. ДжазакаЛлаhу хайран!

Ответ:

Уа алейкум ассалям уа рахматулЛахи уа баракятух!

Бритьё волос с головы новорождённого на седьмой день является желательным действием. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Новорождённый ребёнок является заложником своей акики. На седьмой нужно совершать жертвоприношение в его честь, давать ребёнку имя и брить его волосы». (Привёл Абу Дауд, (2837) и другие, хадис достоверный).

Также является Сунной раздача милостыни серебром в размере веса сбритых волос. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил акику за Аль-Хасана (своего внука), зарезав за него овцу, и сказал: «О Фатима, побрей ему голову и раздай милостыню серебром в размере веса его волос». Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я взвесил его волосы, и их вес составил дирхам или часть дирхама».

Пришло в некоторых версиях этого хадиса: «Раздай милостыню бедным и неимущим». Таким образом, милостыня раздаётся бедным и неимущим.

Если вы не смогли сделать это на седьмой день (не знали, не было возможности), то в этом греха нет. Если желаете побрить и раздать милостыню сейчас, то можете сделать это, и в этом не будет проблем.

Что касается размера милостыни, которую вы собираетесь раздать, то вам надо взвесить сбритые волосы, и полученный вес можете раздать в денежном эквиваленте (подсчитать, сколько будет стоить полученный вес серебра и раздать деньгами).

 

Сутра в намазе

Должен ли молящийся устанавливать перед собой сутру (барьер) во время намаза? И для чего это делается?

Ответ:

«Сутра» — буквально означает «преграда, занавес, ширма». При совершении намаза у молящегося должна быть «сутра» – любой предмет, который устанавливается прямо перед тем местом, где молящийся совершает земные поклоны. Такая преграда служит указанием, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить.

Барьером может быть стена, стул и так далее, то есть все то, что может воспрепятствовать проходу перед молящимся.

Муса ибн Талха (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды, когда мы совершали намаз, перед нами прошли животные. Мы рассказали об этом посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), на что он сказал: «Если вы поставите перед собой что-нибудь, то проходящие перед вами не причинят вам никакого вреда» (Муслим, Салят, 242; Тирмизи, Салят, 248).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молитесь, только обратившись лицом к преграде, и никому не позволяйте проходить перед вами» (Ибн Хузайма в «ас-Сахих» (1/93/1) с достоверным иснадом).

Иногда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву у столба, который находился в его мечети. Когда он молился на открытом месте, где нечем было воспользоваться в качестве преграды, то втыкал перед собой (в землю) короткое копье, после чего совершал намаз, обратившись в сторону этого копья, а люди молились позади него. Иногда он брал седло, устанавливал его и молился, обращаясь лицом к его задней части.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас установит перед собой что-нибудь, например, спинку своего седла, то пусть молится и не обращает внимание на того, кто пройдет позади неё» (Муслим и Абу Дауд).

Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву, обратившись лицом к дереву, а иногда он совершал молитву, обратившись лицом к кровати, на которой (лежала) его жена ’Аиша под своим одеялом.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не допускал, чтобы между ним и его преградой прошел кто-нибудь. Так, однажды, «когда он молился, подбежала овца и хотела пройти перед ним, а он опередил её, прижавшись животом к стене, и овца прошла позади него».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Если кто-либо из вас станет молиться, обратившись лицом к тому, что является преградой, а кто-то захочет пройти перед ним в это время, то пусть совершающий молитву оттолкнет его [в другой версии этого хадиса сообщается, что молящийся должен дважды попытаться остановить его], и если тот откажется подчиниться, пусть он сразится (т.е. оттолкнет сильнее — прим. перев.) с ним, ибо это — шайтан!»

Если при совершении коллективного намаза имам установил перед собой барьер, то этого достаточно и для всего джамаата. То есть джамаату не нужно устанавливать отдельный барьер.

В мечетях при коллективном намазе можно пройти перед молящимся, чтобы заполнить пустоту во впереди стоящем ряду, если нет другого места для совершения намаза. Также тот человек, которому пришлось покинуть коллективный намаз, может пройти между рядами (то есть перед другими молящимися). В других случаях проходить между человеком и его преградой нельзя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой (грех) он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок было бы лучше для него, чем пройти перед ним!» Передатчик этого хадиса Абу ан-Надр сказал: «И я не помню точно, сказал ли он сорок дней, месяцев или лет» (Аль-Бухари, Муслим).

 

 

Дозволяет ли Ислам эксгумацию и перезахоронение останков?

Ответ:

Перезахоронение умершего без веской причины не разрешено. Каким бы старым не было кладбище, оно должно оставаться кладбищем, даже если оно больше не используется. Строительство на этом месте зданий и эксгумация останков для перезахоронения рассматривается как попрание прав умерших, а Ислам стоит на защите прав, как живых людей, так и умерших.

Однако в случае затопления, прокладки дороги или по другим столь же важным причинам, эксгумация останков и их перезахоронение на другом кладбище является разрешенной.

После того, как тело покойного было уложено в могилу и засыпано землей, оно считается вверенным Аллаху Всевышнему. Отныне без веских причин не следует вскрывать могилы. Примером таких причин может служить захоронение покойного на незаконно захваченной земле. В этом случае по требованию собственников земли может быть произведена эксгумация.

До тех пор, пока останки умершего полностью не истлеют, в этой могиле нельзя хоронить другого человека. Если же нет другого места для захоронения, то в этом случае оставшиеся кости собираются в одной части могилы и отделяются от вновь похороненного покойника землей.

При отсутствии крайней необходимости в одной могиле нельзя хоронить двух и более человек. Если же такая необходимость возникла, то захоронение нескольких тел в одной могиле разрешено. В этом случае тела покойных, положенных в одну могилу, следует отделить друг от друга землей. Например, таким образом, были похоронены павшие в битве при Ухуде. Джабир ибн Абдуллах (радыйаллаху анху) передает:

«Мой отец, павший в битве при Ухуде, был похоронен в одной могиле с Амром Ибнуль-Джумухом. Однако мое сердце не было довольно тем, что мой отец был похоронен вместе с другим человеком. Спустя шесть месяцев после захоронения, я вскрыл могилу, и увидел, что тело моего отца практически не изменилось с момента погребения. Я вынул его тело и перезахоронил в другой могиле».