Вопросы и ответы
В арабском языке слово «пост» — саум, что на русский язык дословно переводится как «воздержание». От чего именно нужно воздерживаться во время поста?
1. Намеренное принятие пищи
Поевший намерено в светлое время дня в Рамадане совершил великий грех, за который ему необходимо принести великое покаяние.
К этому также относятся и питательные уколы. Курение также нарушает пост, более того является нарушением поста употреблением запретного. См. “Фатауа ислямия” 2/183.
2. Совокупление в светлое время дня Рамадана
В хадисе сказано: «Поистине, половой акт нарушает пост» См. «Сахих Ибн Хузайма» 3/242.
Тот, кто намеренно, совершил половой акт в Рамадане во время поста, нарушил свой пост. Такой человек должен покаяться, продолжить пост в этот день, затем восполнить этот день и совершить искупление. Запрет на совокупление снимается после захода солнца. Всевышний Аллах сказал: «Дозволено вам в ночь поста близость с вашими женами. Ведь ваши жены одеяние для вас, а вы одеяние для них» (аль-Бакъара 2: 187).
3. Намеренный вызов рвоты
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить»
4. Менструация и послеродовое кровотечение
Если во время поста у женщины появилась менструация или началось послеродовое кровотечение, то она обязана прервать пост, и относительно того, что в подобном состоянии запрещено постится и что пост недействительный, нет среди ученых разногласий.
Если же женщина предполагает, что ее месячные наступят завтра, ей следует все еще сохранять свое намерение и продолжать пост. Она не должна прерывать пост, пока месячные не начнутся.
5. Намерение прервать пост
Тот, кто имеет намерение прервать пост, то его пост становится недействительным, независимо от того ел он или нет, поскольку «деяния оцениваются по намерениям»
Однако в этом вопросе нет единогласного мнения ученых. Другие же ученые сказали, что если человек намеревался прервать пост в течение дня по уважительной причине, например, он решил отправиться в путь, но затем передумал, то его пост все же действителен. Он подобен человеку, который вознамерился сказать что-то во время молитвы, но не сделал этого.
Однако во избежание ошибки и для выхода из разногласий, следует восполнить пост позже, ведь намерение, является основой любого поклонения, которое в случае нарушения, нарушает и поклонение!
Кому можно не поститься?
1) Умственно больные;
2) Дети, не достигшие совершеннолетия (желательно, однако, приучать детей к посту так, чтобы они могли привыкнуть к этому постепенно. Это нужно делать посредством пробуждения и поощрения. Например, родитель может поощрять пост семилетнего ребенка в течение части дня или в течение нескольких дней, количество которых можно увеличивать по мере роста ребенка).
3) пожилые и хронически больные, для которых воздержание является чрезмерной нагрузкой. Такой человек должен кормить одного бедняка за каждый день Рамадана, в который он не постился.
4) Беременные женщины и кормящие матери, которые боятся, что воздержание от пищи может угрожать их жизни или здоровью плода или младенца.
5) Те, кто болеет или находится в отъезде, освобождаются от поста при условии, что они восполнят пропущенные дни по выздоровлении или по окончании поездки. В Коране не определяется характер болезни или путешествия. Большинство ученых согласны, что это та болезнь, которая усугубляется или продлевается из-за поста. Также сюда можно отнести возможность заболевания или смерти при соблюдении поста.
6) Женщины в период менструации или после родов . Пост в течение этих периодов не разрешается, и каждый пропущенный день нужно позже восполнить.
Вопрос. Многие наши родственники, когда наступает месяц Рамадан, стремятся соблюдать пост. Однако они не совершают намазы регулярно, а в остальное время года вообще не молятся. Разрешено ли таким людям поститься, и будет ли их пост принят Всевышним?
Ответ. Что касается случая, когда человек признает себя мусульманином, но не совершает намаз, то некоторые из исламских ученых считали такого человека вероотступником, т.е. вышедшим из Ислама. Дело в том, что важность намаза в Исламе очень велика, и тот, кто считает себя мусульманином, должен чтить эту важность молитвы. Также они приводили хадис: «Мусульманина от немусульманина отличает намаз, и тот, кто оставляет его, оставляет и Ислам».
Другое мнение – то, что если человек не читает все пять намазов ежедневно, то совершает большой грех, но все равно является мусульманином, однако при условии, что он признает обязательность пятикратного намаза. Эти ученые ссылались на хадис: «Аллах сделал обязательными пять молитв, и кто совершит их вовремя, тому Аллах обещал простить его грехи. А кто не сделает этого, тому Аллах ничего не обещает, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, то подвергнет его наказанию» (Абу Дауд, 425, достоверный хадис).
Именно таким (вторым) является мнение большинства ученых, в том числе – представителей ханафитского мазхаба. Поэтому мы не должны заниматься «такфиром» — отречением людей от религии и вешанием на них ярлыков «вероотступник». Наоборот, следует всегда положительно отзываться на желание кого-то из родственников или знакомых приобщиться к Исламу или начать совершать некоторые из его обрядов. Вспомним хадис: «Радуйте людей, а не отвращайте их! Помогайте друг другу, а не разногласьте».
Таким образом, каждый мусульманин должен соблюдать пост в месяц Рамадан, даже если он нерегулярно совершает намаз, и такой пост, с позволения Аллаха, будет принят, как он принимается от всех мусульман. Единственное условие при этом – соблюдать правила поста и не совершать того, что его нарушает.