Вопросы и ответы: смысл поклонения, с чего начать принявшему ислам)
Вопрос. Ас-саляму алайкум! К сожалению, я воспитан так, что никогда не посещал мечеть, не знаю ни одной молитвы. Очень хочу начать ходить в мечеть, но не знаю, что перед этим нужно делать. Пожалуйста, помогите с этим.
Ответ.
Ва алейкумус салам. Что касается посещения мечети, то ничего здесь сложного нет, но нужно кое-что перед этим совершить, а это: произнести слова единобожия: «Ашхаду алля Иляяха илляЛлах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах». Это означает: «Свидетельствую, что нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад – Его посланник». После этого рекомендуется совершить полное омовение и с твёрдым намерением отправиться в мечеть. Подготовка к этому не займёт у вас и 15 минут. И наш совет: не ограничивайтесь только посещением мечети, изучайте вашу религию, и живите в соответствии со знаниями об Исламе.
Вопрос. Ас-саляму алайкум! В коллективном намазе (ночной молитвы) во время последней саджды приподнял голову раньше, чем имам. Хотел опуститься заново, но имам поднял уже голову. Считается ли мой намаз действительным. Перечитывать ли мне его? Рузаль.
Ответ. Ва алейкуму саляму ва рахматуллах.
Если вы сделали это случайно или по незнанию, то вам не надо перечитывать намаз, а если вы это сделали специально, то по наиболее правильному мнению намаз надо перечитать, потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, имам назначен для того, чтобы следовать за ним, поэтому не отставайте от него! Когда он совершит поясной поклон, то и вы совершайте его. Когда он скажет: «Сами’а-Ллаху лиман хамидах», скажите: «Раббана лякаль-хамд!». Когда он совершит поясной поклон, то и вы совершайте его. И если он будет делать намаз сидя, то и вы делайте его сидя» (аль-Бухари 722, Муслим 414).
Здравствуйте, у меня есть вопрос о смысле жизни в Исламе. Вначале я опишу причину вопроса: я был рожден в мусульманской семье, мы посещали мечеть (от случая к случаю). В моей семье не читали намаз. Несколько лет назад мой дядя начал ходить в мечеть, получать знания об Исламе, теперь он читает намаз и, насколько я знаю, живет так, как должно для мусульманина. Он также с охотой рассказывал мне об исламе. И год-два назад он мне сказал о суре, в которой говорится, что Аллах создал человека с единственной целью: поклонение ему. Это произвело на меня очень сильное впечатление, и с тех пор я постоянно возвращаюсь к этой мысли. То есть, всё, к чему я стремлюсь в своей жизни – финансовое благополучие, карьера, успех – не являются должными целями? То есть, я заведомо совершаю грех?
Ответ.
В Коране сказано, что люди сотворены Всевышним для поклонения Ему. Вот этот аят: «Я создал джиннов и людей лишь для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран 51:56).
Но очень важно правильно понять, что значит слово «поклонение». Согласно наиболее полному объяснению этого слова, поклонение – это покорность Аллаху, выражающаяся в соблюдении всего, что Всевышний предписал через Своих пророков. Таким образом, поклонением называется всё, что любимо Аллаху и приближает к Нему, будь то действие души или тела. Оно может включать все, о чем человек думает, намеревается, говорит и делает… Также оно охватывает то, что повелел Аллах: внешние действия или внутренние: обряды, вера, работа, поведение в обществе, собственное поведение…
Отсюда понятно, что поклонение, ради которого сотворен человек, имеет очень широкий смысл. Все сферы жизни человека (духовная, бытовая, семейная, общественная и так далее) становятся поклонением Аллаху, если вести их, соблюдая законы Всевышнего и стремясь к Его довольству.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оказание помощи человеку – это милостыня. Доброе слово — милостыня. Каждый шаг, сделанный на пути к месту выполнения молитвы — милостыня. Удаление препятствия с дороги – милостыня» (Сахих Аль-Бухари).
Зарабатывание средств для жизни также может быть формой поклонения. Однажды сподвижники Пророка Мухаммада увидели человека и были удивлены его тяжёлым трудом. Они посетовали: «Вот если бы он так же много трудился на пути Аллаха». Услышав их слова, Посланник сказал: «Если он работает, чтобы содержать своих маленьких детей, то его труд – ради Аллаха. Если он работает, чтобы поддержать пожилых родителей, то его труд – ради Аллаха. Если он работает, чтобы обеспечить себя и держать свои желания под контролем, то его труд — ради Бога. Но если, наоборот, он делает это, чтобы хвастаться и прославиться, то он работает ради Сатаны» (Аль-Мунзири).
Поклонением могут стать даже самые обычные, естественные действия, если они сопровождаются соответствующим намерением. Пророк Мухаммад сказал: «Даже когда кто-либо из вас вступает в интимную близость с женой, он совершает милостыню» (Сахих Муслим).
Чтобы эти мирские дела зачлись как действия поклонения и были вознаграждены, должны быть соблюдены следующие условия:
Первое. Действие должно сопровождаться надлежащим намерением. Пророк Мухаммад сказал: «Все действия оцениваются по намерению, и каждому будет воздано в соответствии с тем, что он намеревался получить» (Сахих аль-Бухари).
Второе. Действие должно быть законным само по себе (то есть быть халяль). Если действие запретно, то совершивший его заслуживает наказания. Посланник Аллаха сказал: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого» (Сахих Муслим).
Третье. Не должно быть никакого обмана, притеснения или несправедливости. Посланник Аллаха сказал: «Обманщик не является одним из нас» (Сахих Муслим).
Четвертое. Деятельность не должна препятствовать мусульманину выполнять его религиозные обязанности. В Коране сказано: «О верующие! Пусть ваше состояние и дети не отвлекают вас от поминания Аллаха» (Коран 63:9).
Если человек соблюдает эти условия при занятии своими мирскими делами (будь-то работа, торговля, строительство и так далее), то заслуживает вознаграждения от Аллаха, и его действия называются поклонением в широком смысле.