Сунна в совершении молитвы истихара
Вопрос: Я хотел бы узнать больше о молитве истихара . Что следует читать, какую дуа, сколько ракатов и какую пользу я получу. Различается ли форма молитвы у ханафитов, шафиитов и ханбалитов?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Молитва истихара – сунна, которую Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предписал каждому, кто желает сделать что-нибудь, но сомневается. Обсуждение вопроса намаза истихары затрагивает восемь пунктов.
1. Определение.
Истихара на арабском означает поиск наставления для принятия решения о чем-либо.
В шариатской терминологии «истихара» означает поиск наставления (к правильному решению), т.е. желание наставления в соответствии с тем, что Аллах знает, что лучше и является самым подходящим, посредством молитвы или дуа, совершаемое во время молитвы истихара .
2. Суждение.
Ученые единогласны в том, что молитва истихара является сунной. Доводом тому, что она предписана, является хадис, переданный Бухари от Джабира, который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил своих сподвижников совершать истихара во всех вопросах, так же, как он учил их сурам из Корана. Он сказал: «Учил нас испрашивать благословление во всех делах, подобно тому, как учил нас суре из Корана, говоря: «Если кто–то из вас захочет сделать что–то , пусть совершит дополнительную молитву в два ракаата, а потом скажет: «O Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и я прошу Тебя придать мне сил Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно все о сокрытом. О Аллах, если знаешь Ты, что это дело ( и произносится то, что намеревается сделать) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то предопредели мне его, облегчи его для меня и ниспошли мне Свое благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то отврати его от меня, и отврати меня от него и суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворенности им»)». Передано Бухари в его «Сахихе» (1166)
3. Мудрость в предписании.
Причиной предписания истихары является подчинение приказу Аллаха и практическая демонстрация того, что сам человек не обладает силой и мощью. Человек обращается к Аллаху и желает совместить благо этого мира и мира следующего. Для того чтобы достичь этого, необходимо обратиться с мольбой к Аллаху, и нет ничего более полезного в этой связи, чем молитва и дуа, потому что в них включены почитание Аллаха, восхваление и обращение к Нему с нуждой. После совершения молитвы истихара необходимо сделать то, к чему лежит сердце.
4. Причины для выполнения.
В каких случаях необходимо выполнять молитву истихара? Четыре мазхаба согласны с тем, что истихара предписана в случаях, когда человек не знает, какое решение принять. В вопросах, в которых очевидны хорошее и плохое, или в вопросах поклонения, совершения благих дел, грехов или плохих поступков нет нужды совершать молитву истихара.
Но, если человек желает узнать подходящее время для совершения чего-либо, например, следует ли совершать хадж в этот год, при том, что есть опасность нападения врага или какая-либо другая опасность; или следует ли отправляться с определенным человеком, то в этих случаях можно совершить молитву истихара .
Но нет необходимости совершения истихары, когда дело касается обязательного, запрещенного или макруха. Истихару выполняют в отношении рекомендованных или дозволенных вещей. Обычно истихару не выполняют по предписанным вопросам, а лишь в случаях, когда есть конфликт, т.е. когда у человека есть выбор между двумя вещами, и он должен принять решение, с какого дела начать. В отношении дозволенного, он может совершать истихара на регулярной основе.
5. Время для выполнения.
Человек, который желает совершить истихара должен быть в ясном рассудке и не иметь четкого решения по выполнению дела. Фраза «если кто–то из вас захочет сделать что–то » указывает на то, что истихару следует делать тогда, когда человек намеревается совершить дело, и тогда посредством благословения молитвы и дуа то, что является благом, станет ясным для него. И это противоположно случаям, когда определенная идея укрепилась у человека, и есть опасность, что мудрость не будет достигнута, так как человек будет придерживаться того, о чем уже принял решение. Возможно, тут имеется ввиду окончательное решение, потому что проходящие мысли не имеют значения.
И человеку не следует совершать истихару , кроме как если он решил сделать что-либо, но не обладает сильной склонности к этому . В противном случае, если человек будет совершать истихара по каждой мысли, которая пришла к нему в голову, то он никогда не остановится, и будет тратить все время на это .
6. Консультация с людьми до совершения молитвы .
Ан-Навави сказал: «Является мустахабом, чтобы до совершения истихары проконсультироваться с тем, кто известен как искренний, заботящийся и опытный, и кто является надежным в отношении его религиозности и знания. Аллах сказал (перевод смысла): «советуйся с ними о делах» (3:159)
7. Что следует читать во время молитвы истихара .
Существует три мнения относительно того, что следует читать в молитве истихара .
Ханафиты, Маликиты и Шафииты сказали, что является мустахабом после прочтения Фатихи, прочесть суру Кяфирун в первом ракате, и суру Ихлас во втором. Ан-Навави сказал, объясняя причину этого , что уместно читать это в молитве , для того, чтобы показать искренность и выразить обращение своих дел Аллаху. Он сказал, что также допустимо добавить к этому и другие аяты из Корана, смысл которых связан с выбором или решением.
Некоторые предшественники сказали, что в молитве истихара было бы хорошо добавить чтение следующих аятов в первом ракате: «Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи! Твой Господь знает то, что кроется в их груди, и то, что они обнаруживают. Он – Аллах, кроме Которого нет иного божества. Ему надлежит хвала в первой жизни и в Последней жизни. Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены» (28:68-70) И следующие аяты во втором ракате: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).
Ханбалиты и некоторые фукаха не указывали на необходимость чтения определенных аятов во время молитвы истихара .
8. Когда следует читать дуа.
Ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты считают, что дуа следует читать сразу после молитвы. Если молящийся владеет арабским языком, то для него лучше прочитать эту молитву в оригинале, на арабском. Если же он не знает этого языка, то разрешается читать молитву истихара на любом другом языке, удобном для молящегося.
И Аллаху известно лучше.