Какая вода не подходит для омовения?

загруженноеВ двух предыдущих номерах газеты мы начали рассматривать хадисы из книги «Булюг аль-марам» (в русском переводе «Достижение цели»), посвященные совершению обрядов поклонения. Первая глава этой книги – об омовении и используемой для него воды. В этом номере рассмотрим пятый и шестой хадисы из этой книги.

Пятый хадис. Передают, что Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не совершайте омовение (гусль) в стоячей воде, будучи в состоянии полового осквернения».

Пояснения:

Стоячей водой в этом хадисе называется вода в небольшом объёме, ведь в предыдущем хадисе говорилось, что если вода превышает объём двух куллов (227 литров), то её уже считается много. Таким образом, такие водоёмы как большой пруд или большое озеро не относятся под действие этого хадиса, насчёт чего нет разногласия среди учёных.

Половое осквернение – это состояние, в котором человек оказывается после половой близости или поллюции. Этот хадис содержит запрет на омовение (гусль) в стоячей воде, если человек находится в состоянии полового осквернения.

В одной из версий этого хадиса сказано: «Вам запрещается мочиться в стоячую воду и купаться в ней, чтобы очиститься от полового осквернения». Причина этого запрета заключается в том, что если стоячей воды мало, то она оскверняется, если же стоячей воды много, то купание в ней раз за разом может привести к изменению одного из ее основных качеств и сделать воду нечистой.

Этот хадис, помимо прочего, приучает мусульман к чистоте и велит бережно относиться к воде и водным источникам.

 

Шестой и седьмой хадисы

Передают что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил женщине омываться водой, оставшейся после мужчины, а мужчине – водой, оставшейся после женщины, и велел обоим черпать воду вместе.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение водой, оставшейся после [купания его жены] Меймуны. Этот хадис передал Муслим.

Пояснения:

Под водой, оставшейся после купания, подразумевается вода, которая осталась в сосуде после того, как искупавшийся человек вычерпал из него столько воды, сколько было необходимо для купания.

На первый взгляд первый хадис противоречит второму хадису, однако между священными текстами нет и не может быть противоречий. Из первого хадиса следует, что желательно не поступать так, а второй хадис свидетельствует о том, что этот запрет не является категорическим и что поступать так разрешено. Таким образом, очищение водой, оставшейся в сосуде после омовения супруга или супруги, разрешено, хотя некоторые учёные и считают это нежелательным.

Следует знать, что в мусульманском праве встречаются два вида запрета: (а) категорический запрет, нарушая который человек совершает грех – харам; (б) менее строгий запрет, нарушая который человек совершает нежелательный поступок (макрух). См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 12.