Как проходит никах?
Тема никаха и порядка его проведения все так же актуальна для мусульманской общины Удмуртии. О том, как проводится этот обряд, традиционно задается много вопросов. Поэтому мы хотим еще раз обратиться к этой теме и рассказать о том, что еще не упоминалось в предыдущих статьях.Согласно Кораническому Откровению, супружеский союз между мужчиной и женщиной является одной из важных заповедей, выполнение которой позволяет человеку обрести милость и благодать Всевышнего, познать радости и достоинства семейной жизни, исполнить замысел Господа о продолжении рода человеческого.
«Аллах сотворил для вас супруг и супругов из вашей среды, и создал для вас через супруг и супругов ваших детей и внуков, и наделил вас благими дарами» (Св. Коран, 16:72).
«И из Его знамений то, что сотворил Он для вас жен из вашей среды [природа мужчин и женщин одна, они дополняют друг друга], дабы находили вы успокоение с ними. А также то, что заложил Он в вас любовь и милосердие друг к другу. Поистине, во всем этом – знамения для размышляющих» (Св. Коран, 30:21).
Узаконив брак между мужчиной и женщиной, Мудрый и Справедливый Творец установил угодный Ему порядок заключения супружеского союза.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДВАРЯЮЩИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА
Исходя из норм шариатского права и исламской традиции, юноша, имеющий намерение жениться, должен соблюсти следующие требования, предваряющие заключение брака:
– обратить внимание на девушку;
– предварительно удостовериться в том, что заключению данного брака нет никаких препятствий, предусмотренных исламским законодательством (например, кровное или молочное родство);
– если она произвела внешне благоприятное впечатление и подходит по мировоззренческим принципам и ценностным ориентирам, то намекнуть ей о своем намерении жениться на ней;
– если девушка согласна на брак, переговорить с ее родителями (или опекуном) для получения их согласия;
– при получении полного согласия на бракосочетание со стороны девушки и ее родителей (или опекуна) организовать сватовство и помолвку;
– оговорить определенный срок церемонии бракосочетания.
Помолвка есть акт публичного обещания сторон сочетаться супружескими узами, но она не дает жениху и невесте, будущим супругам, большего права, чем право общения в обществе родственников или людном месте. По мнению большинства богословов, во время и после помолвки юноше можно смотреть лишь на те части тела девушки, которые не являются ‘ауратом (лицо и кисти рук). Обниматься или целоваться категорически запрещено, так как до женитьбы молодые люди остаются еще чужими друг для друга.
ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДУХОВНОГО ПОРЯДКА
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О юноши! Кто из вас имеет возможность жениться – пусть женится. А кто не имеет такой возможности – пусть постится». Исламские богословы считают, что под «возможностью» подразумеваются физическое и психическое здоровье, моральная готовность, материальный достаток и религиозная грамотность как условия для полноценной семейной жизни.
В будущей жене или предполагаемом муже необходимо обратить внимание на здоровье, морально-нравственные качества и материальный достаток. Однако самым главным качеством является духовно-религиозная грамотность и благочестие. «Сочетайтесь браком с людьми благочестивыми, благонравными. Если кто-то из вас будет беден, Всевышний обогатит вас по милости Своей» (Св. Коран, 24:32).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Не женитесь на девушке [только] из-за ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь [только] из-за ее богатства, ибо это сделает ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности!» (хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара; св. х. Ибн Маджа, аль-Барраза, аль-Байхакы). То есть главным фактором, побуждающим совершить столь ответственный шаг, каким является женитьба, должно быть не богатство или красота, а именно религиозность будущей супруги.
«У Пророка спросили: “Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?” Он ответил: “Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе, и если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому”» (хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада).
Две главные цели, которые преследуются при выборе супруги: 1) чтобы она принесла в дом счастье и спокойствие; 2) чтобы она могла воспитать будущих детей в духе высокой морали, религиозной нравственности и богобоязненности.
Исходя из исламских религиозных канонов, можно назвать качества, наличие которых в будущей супруге желательно:
– религиозность;
– способность родить детей;
– благородное происхождение (принадлежность к семье, известной своей религиозностью и смирением);
– красота;
– наибольшая отдаленность по линии кровного родства.
ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ПРИ БРАКОСОЧЕТАНИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
Все сказанное выше относилось к периоду до дня никаха. Теперь, когда назначен день никаха, в доме собрались новобрачные и их родственники, началась церемония бракосочетания, что нужно делать?
1. Произнесение брачной проповеди.
Брачная проповедь читается имамом (хазратом или кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, исходя из российских условий, целесообразно, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование (имам, кадий, муфтий).
Начинается проповедь с восхваления Аллаха, произнесения шахады (свидетельство веры в Единого Бога и пророческую миссию Посланника Его Мухаммада), «Салавата» (прошения благословения для Пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.
Далее следует самостоятельный комментарий о важности богобоязненности, особенно во взаимоотношениях между мужем и женой.
Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимость чувства богобоязненности, верности, взаимопонимания и соблюдения религиозной практики в семье.
2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.
Абу Хурайра передает: «Когда Пророк поздравлял новобрачных, он говорил: “Бааракял-Лааху лякь, ва бааракял-Лааху ‘аляйкь, ва джама‘а бэйнэкумаа фии хайр”» («Пусть Всевышний ниспошлет вам во всем баракят (Божью благодать) и объединит вас в благом») (достоверный хадис из Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).
Также можно прочитать следующее ду‘а: «О Аллах! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, Пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. О Аллах! Дай им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Аллах! Дай им во всем благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!»
3. Упоминание свадебного подарка.
Разрешенным является оговаривание во время церемонии бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).
4. Приглашение гостей на свадьбу.
Когда Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдуррахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение, [зарезав] хотя бы одного барана» (хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима). Большая часть богословов считает, что свадебное угощение – обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма желательно, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик настаивают на его обязательности (ваджиб).
Приглашенные на свадьбу не должны забывать хадисы:
– «Если кто-то из вас был приглашен на свадебное торжество и не ответил своим появлением на свадьбе, тот непокорен Господу и Посланнику Его» (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима);
– «Кто приглашен на свадебное торжество, тот обязан прийти» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима);
– «Кто приглашен на свадебное торжество, тот обязан прийти, независимо от того, будет он есть или нет» (хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа).
Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (пьянство), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на такой свадьбе недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «Пророк Мухаммад запрещал сидеть за столом, на котором есть спиртное».
5. Молитва, читаемая женихом.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто из вас женится, тот пусть скажет: “Аллаахумма иннии ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь”».
Перевод: «О Аллах, я прошу у Тебя блага ее [невесты] и того блага, для чего Ты создал ее. Я прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее».
Таковы самые общие установления исламского законодательства о бракосочетании. Они проистекают из Божественного Откровения – Священного Корана, Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и основывающегося на них богословско-правового наследия великих исламских ученых.