Фикх Рамадана: Разрешается ли оставлять пост тому, кто до отправления в путь намеревался поститься, а потом отправился в путь днём
В подобном случае, то есть если человек намерился поститься или начал поститься, а днём собирается отправиться в путь, ему разрешается оставить пост и разговляться с самого утра.
Доказательств из Сунны на это несколько. Мухаммад ибн Ка‘б сказал: «Я пришёл к Анасу ибн Малику в рамадан, а он как раз собирался отправиться в путь. Его верблюдица стояла осёдланная, а сам он надел дорожную одежду. Он велел принести себе еду и поел. Я спросил его: «Такова Сунна?» Он ответил: «Сунна», после чего сел верхом и отправился в путь» (Ат-Тирмизи). См. «Сахих сунан ат-Тирмизи», № 641.
‘Убайд ибн Джабр сказал: «Я плыл в рамадан вместе с Абу Басрой аль-Гифари, сподвижником Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на корабле из Фустата. Корабль отчалил от берега. Дома ещё не скрылись из виду, а он уже велел принести обед и сказал мне: «Пододвинься”. Я сказал: “Но разве ты не видишь дома?” Он сказал: “Неужели ты не желаешь следовать сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?”» (Абу Дауд). См. «Сахих сунан Аби Дауд», № 2109.
Имам ат-Тирмизи, да помилует его Аллах, прокомментировал хадис Мухаммада ибн Ка‘ба следующим образом: «Некоторые учёные приняли за основу этот хадис и сказали, что путник может прервать пост, ещё находясь в своём доме, до того как отправиться в путь, однако он не имеет права сокращать молитву до тех пор, пока не окажется за городской стеной или за пределами селения. Это мнение Исхака ибн Ибрахима (аль-Ханзали)».
Аш-Шаукани, да помилует его Аллах, сказал: «Оба хадиса указывают на то, что путник имеет право прервать пост до того, как выйдет за пределы того места, из которого он отправляется в путь» («Найль аль-Аутар», т. 4, стр. 311).