Фетвы Рамадана
Вопрос: Должен ли человек совершать искупление, если он не успел восполнить пропущенный пост до наступления следующего Рамадана?
Ответ: Человек, который по уважительной причине пропустил некоторые дни Рамадана, обязан возместить их до наступления следующего Рамадана. Если же он не возместил пропущенные дни без уважительной причины до наступления следующего Рамадана, то заслуживает порицания за пренебрежение к своим обязанностям. Что касается того, должен ли он совершать искупительные действия или обязан лишь возместить пропущенные им дни поста, то относительно этого вопроса существует два мнения. Первое мнение состоит в том, что такой человек должен просто возместить пропущенные по причине дни поста и не совершать искупительных действий, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне. Второе мнение состоит в том, что такой человек обязан возместить пропущенные дни поста и кормить за каждый невозмещенный пост одного бедняка. И этого мнения придерживались некоторые сподвижники. Сообщается, что Абу Хурайра относительно человека, на котором были пропущенные дни поста Рамадана, и который не успел возместить их до наступившего поста, говорил: «Он постится тот Рамадан, который наступил, затем возмещает пропущенный и кормит за каждый день одного бедняка!» (аль-Байхаки, 4/253). Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Если у стороны, которая считает, что не следует кормить бедняка тому, кто не возместил пост до наступления следующего Рамадана, нет мнения сподвижника в этом вопросе, то мы склоняемся ко второму мнению, поскольку сахабы лучше кого-либо из людей понимали религию, и в случае отсутствия разногласия между сподвижниками в каком-либо вопросе их мнение является сильным доводом!
Вопрос: Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста сразу?
Ответ: Аиша рассказывала: «Когда на мне был пост Рамадана, я не могла его возместить кроме как в месяце ша’бан» (аль-Бухари, 1950). Хафиз Ибн Хаджар сказал: «В этом хадисе – указание на дозволенность задержки возмещения пропущенных дней поста, будь это по причине или без нее». (См. «Фатхуль-Бари», 4/19).
Однако лучше спешить с возмещением пропущенных дней поста и не проявлять халатности к предписаниям Всевышнего Аллаха, поскольку задержка в возмещении пропущенного поста указывает на пренебрежение по отношению к установлению Аллаха. А что касается слов Аиши, что она не возмещала пост раньше чем в ша’бане, то причина этого заключалась в ее занятости, как сказал имам аз-Зайн ибн Мунайир. И задержка возмещения поста без причины противоречит велению Аллаха, Который сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» («Аль-Имран», 3:133).
Вопрос: Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста подряд?
Ответ: Возмещать пропущенные дни последовательно не является обязательным. Всевышний Аллах, сказав о возмещении: «…пусть постится столько же дней в другое время…», не упомянул о последовательности и не установил для этого никакого времени. Ибн Аббас сказал: «Нет проблем в том, чтобы возместить пост непоследовательно» (Абдур-Раззак, 4/43, ад-Даракутни). Иснад достоверный.
Анас также сказал: «Если желаешь, то возмести пост подряд, а если желаешь, то непоследовательно» (Ибн Аби Шайба, 9115). Иснад достоверный.
Что же касается хадиса: «Пусть тот, на ком пропущенные дни Рамадана, возместит их подряд, не прерывая их», то этот хадис не является достоверным. (См. «ат-Тальхыс аль-хабир», 2/206). Также этот хадис назвал слабым шейх аль-Альбани. (См. «аль-Ируа», 943).
Однако если у человека нет причин, то лучше возмещать пост сразу и подряд. (См. «Тамамуль- минна», 422-423).