Фетва о тайных браках
Вопрос. Как должна вести себя вторая жена, если брак был заключен тайно абсолютно от всех? Мы с мужем не можем нигде показаться вместе, нас не поймут и осудят люди, родственники и т. д. Я не могу иметь детей, люди будут думать, что ребенок вне брака, так как думают, что я незамужем (это позор для мусульманки). Но я очень хочу детей от моего мужа, я хочу нормальную семью, не прячась и не боясь, что нас увидят вместе. Его первая жена догадывается и ревнует, хотя муж ей ничего о нас не говорил. Я люблю своего мужа. Но мне тяжело быть в такой ситуации. Ответьте, пожалуйста, как мне вести себя и как вести себя мужу? Что делать?
Ответ. Для канонической полноценности брака необходимо, чтобы о нем стало известно в обществе, в кругу родных, близких, друзей.
В городах, к сожалению, встречаются ситуации, когда люди, решив хоть как-то легализовать свои приватные отношения, направляются в мечеть, прихватив двух свидетелей «с улицы» (то есть незнакомых или малознакомых им лиц) для того, чтобы их как бы сочетали браком по религиозным канонам. После чего начинают жить «полноценной» супружеской жизнью. С учетом исключительных случаев, в целом, такие браки противоречат мусульманской культуре, морали и этике. Даже если желающие заключить подобный «священный союз» скажут, что имеют двух необходимых свидетелей, мы вправе спросить их: кто эти невольные свидетели? Где их потом искать, случись что? И где отец невесты или, по крайней мере, опекун?
Кроме того, хотим предостеречь «случайных» людей брать на себя функции мусульманского судьи, имама, который заключает никахи. Такие люди (среди них есть как старики, так и молодежь) должны знать, что, читая никах тогда, когда не соблюдены его условия, они берут на себя огромную ответственность перед Всевышним и навлекают Его гнев.
В современных реалиях очень часто такого рода браки – фикция, ширма, скрывающая настоящее намерение брачующихся (зачастую именно мужской половины) – «пожить так некоторое время такой слащавой, необременительной “семейной жизнью”, а дальше посмотрим…» Такие браки обычно скрывают от родителей, родственников и близких «Муж» не разрешает «жене» иметь детей, но если она, вопреки его желанию, все же зачала, он может в грубой, ультимативной форме потребовать сделать аборт. В такого рода браках права женщины ничем не защищены, ни адатами – обычаями, ни народными традициями, ни местным законодательством.
Один из известных богословов прошлого столетия имам аш-Ша‘рави категорично отметил: «Желание юноши и девушки (мужчины и женщины) сокрыть от общественности (даже от самых близких родственников) намерение жениться и стать мужем и женой, аннулирует какую-либо законность их отношений. Что же касается формы оглашения и оповещения, то у разных народов разные традиции и обычаи, выполняющие данную функцию» («Фатава аш-Ша‘рави», с.27).
В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является бубен и голос [громогласное объявление о браке]» (Тирмизи, 1089).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) также подчеркивал: «Объявляйте о браке!» (Ахмад и др.)
Также он сказал: «Делайте брак показательным (явным) и бейте в бубен [то есть вносите торжественность и привлекайте внимание других]».
Ибн ‘Аббас передает следующие слова Пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Распутницами являются те [женщины], которые выдают себя замуж, не объявляя об этом [т.е. скрыто, без согласия опекуна и без участия свидетелей, без соответствующих форм объявления о браке, заведенных в данном обществе]».
Замечу, что два случайных свидетеля с улицы, никак не могут считаться «доказательством серьезности намерения» брачующихся.
Если у вас все так, как вы говорите, значит, мусульманского брака нет! В мусульманском браке должны присутствовать гласность, открытость, право иметь детей и право свободно появляться с супругом в обществе. Должна полностью отсутствовать временность. Вам с супругом необходимо все обсудить и подумать, как это исправить. Если он не согласится, значит, у него нет серьезных намерений в отношениях с вами, а, следовательно, вы сожительствуете, не слыша голоса совести и веры.