Наилучшие слова для соболезнования
Как известно из достоверного хадиса, однажды у Зайнаб, дочери Пророка (мир ему и благословение Аллаха) заболел сын и лежал при смерти. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выразил свои соболезнования следующими словами: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок…»
Имам ан-Навави, комментируя этот хадис, призвал поразмыслить над глубиной его смысла: «Первая фраза «Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал» — это великие слова! Всякая вещь принадлежит Аллаху, и потому, если Он что-то у тебя забирает, то, ведь, Аллах и есть Владелец этой вещи. Также Он является Владельцем того, что тебе даровал. Как человек может гневаться, когда Аллах забирает то, чего хозяином Он Сам и является?! Посему, если Всевышний Аллах забрал нечто ценное, то следует говорить: «Это принадлежит Аллаху! Он забирает, что пожелает, и дарует, что пожелает!»
А когда человека постигает несчастье, желательно говорить: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». То есть, мы находимся во власти Всевышнего Аллаха, и Он делает с нами то, что пожелает. Даже то, что Всевышний Аллах даровал тебе, на самом деле не является твоей собственностью. Оно принадлежит Аллаху! Поэтому, ты можешь распоряжаться этой вещью только так, как Он тебе позволил. Наше владение имуществом ограничено. Например, если человек пожелает распорядиться имуществом так, как запрещено в шариате, мы скажем ему: «Остановись! Так нельзя, ведь, это имущество является имуществом Аллаха». Всевышний Аллах сказал: «…и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам». (Сура ан-Нур, аят 33) Твое имущество на самом деле является имуществом Аллаха!
Поэтому, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал». Как можно проявлять негодование, если Владелец забрал то, что является Его собственностью?! Всё это противоречит не только разуму, но и шариатским откровениям.
«…и для всего определил Он свой срок…» — каждая вещь имеет свой срок. Всевышний Аллах сказал: «Всякая вещь у Него имеет меру». (Сура ар-Ра’д, аят 8) То есть: меру во времени, меру в месте, меру в сущности, меру в описании, и так далее. Человек не может изменить тот срок, который ему предписан, не может его приблизить или отсрочить. Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины установлен срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час». (Сура Йунус, аят 49).